СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
КУДРЯВЦЕВОЙ ОЛЬГИ ВИКТОРОВНЫ
(высшая квалификационная категория)
Основная функция
учителя - логопеда в дошкольных образовательных организациях
Диагностическая деятельность
Диагностическая деятельность учителя - логопеда в ДОО позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Диагностическая деятельность учителя - логопеда ДОО предполагает:
- раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
- стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-коммуникативного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии детей дошкольного возраста.
Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.
Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.
Коррекционно - развивающая деятельность
Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОО, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются:
- ребенок с особыми образовательными потребностями;
- педагогический коллектив ДОО;
- родители (законные представители) ребенка-логопата.
Коррекционно - развивающее направление работы учителя - логопеда в рамках логопедической группы включает:
- занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи;
- совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи;
- совместная деятельность с воспитателями;
- совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо - ритмической организации речи;
- совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.
На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия.
Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по ЗКР и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
- дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
- артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
- пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
- коррекция звукопроизношения разными способами;
- автоматизация звуков в речи;
- дифференциация звуков в речи;
- обогащение словарного запаса;
- закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.
Консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями) и педагогами
Просветительская деятельность учителя-логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.
Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через:
- педагогические советы,
- методические сообщества,
- родительские встречи,
- индивидуальные и групповые консультации,
- индивидуальные беседы,
- семинары,
- открытые занятия,
- информационно - просветительский стенд для родителей (законных представителей), воспитателей со сменным материалом.
Консультативная работа учителя-логопеда ДОО – это консультирование родителей (законных представителей), воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя - логопеда с родителями (законными представителями) являются:
- формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи;
- выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей;
- формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).
- обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).
- ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.
Методическая деятельность учителя - логопеда ДОО включает в себя:
- разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
- перспективное планирование;
- изучение и обобщение передового опыта;
- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
- обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);
- поиск наилучших средств коррекции речи детей;
- изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
- самообразование;
- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.
Аналитическая деятельность позволяет учителю - логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:
- проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).
- заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
- выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
- подведение итогов работы за учебный год.
Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
КОНСУЛЬТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:
/logoped/sovety_vospitateljam.docx
/konsultacija_dlja_pedagoga_1.docx
/logoped/rechevoe_dykhanie.docx
/logoped/muzykalno-igrovaja_dejatelnost_kak_sredstvo_povysh.docx
/logoped/artikuljacionnaja_gimnastika.doc
КОНСУЛЬТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
/logoped/konsultacija_rechevye_igry_dlja_doshkoljat.docx
/logoped/vzaimodejstvie_s_semjoj.doc
/logoped/sostavlenie_domashnej_biblioteki.docx
/konsultacija_dlja_roditelej_1.docx
/konsultac/ ija_dlja_roditelej_2.docx
/logoped/veselo_igraem-svoju_rech_razvivaem.doc
/logoped/rekomendacija_razvivaem_melkuju_motoriku_u_detej.docx
ПАМЯТКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
/logoped/rekomendacii_dlja_roditelej_palchikovaja_gimnastik.docx
/logoped/konsultacii_dlja_roditelej_po_razvitiju_svjaznoj_r.docx