Воскресенье, 17.11.2024, 22:16
Приветствую Вас, Гость

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

КУДРЯВЦЕВОЙ ОЛЬГИ ВИКТОРОВНЫ

(высшая  квалификационная категория)

Основная функция

учителя - логопеда в дошкольных образовательных организациях

 

Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность учителя - логопеда в ДОО позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей. Диагностическая деятельность учителя - логопеда ДОО предполагает:

- раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

- стартовое логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-коммуникативного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии детей дошкольного возраста.

Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.

Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

Коррекционно - развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОО, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются:

- ребенок с особыми образовательными потребностями;

- педагогический коллектив ДОО;

- родители (законные представители) ребенка-логопата.

Коррекционно - развивающее направление работы учителя - логопеда в рамках логопедической группы включает:

- занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи;

- совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи;

- совместная деятельность с воспитателями;

- совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо - ритмической организации речи;

- совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия.

Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по ЗКР и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

- дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

- артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

- пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

- коррекция звукопроизношения разными способами;

- автоматизация звуков в речи;

- дифференциация звуков в речи;

- обогащение словарного запаса;

- закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

 

Консультативная и просветительская работа с родителями (законными представителями) и педагогами

Просветительская деятельность учителя-логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития детей логопедической группы, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через:

- педагогические советы,

- методические сообщества,

- родительские встречи,

- индивидуальные и групповые консультации,

- индивидуальные беседы,

- семинары,

- открытые занятия,

- информационно - просветительский стенд для родителей (законных представителей), воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа учителя-логопеда ДОО – это консультирование родителей (законных представителей), воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя - логопеда с родителями (законными представителями) являются:

- формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи;

- выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей;

- формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

- обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

- ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

 Методическая деятельность учителя - логопеда ДОО включает в себя:

- разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

- перспективное планирование;

- изучение и обобщение передового опыта;

- участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

- обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

- поиск наилучших средств коррекции речи детей;

- изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

- самообразование;

- изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

Аналитическая деятельность позволяет учителю - логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

- проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

- заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.

- выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

- подведение итогов работы за учебный год.

Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

КОНСУЛЬТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

/logoped/sovety_vospitateljam.docx

 /konsultacija_dlja_pedagoga_1.docx

/logoped/rechevoe_dykhanie.docx

/logoped/muzykalno-igrovaja_dejatelnost_kak_sredstvo_povysh.docx

/logoped/artikuljacionnaja_gimnastika.doc

КОНСУЛЬТАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

/logoped/konsultacija_rechevye_igry_dlja_doshkoljat.docx

/logoped/vremja_dlja_igry.doc

/logoped/vzaimodejstvie_s_semjoj.doc

 /logoped/sostavlenie_domashnej_biblioteki.docx

/logoped/levsha.docx

/konsultacija_dlja_roditelej_1.docx

 /konsultac/  ija_dlja_roditelej_2.docx

/logoped/veselo_igraem-svoju_rech_razvivaem.doc

/logoped/palchiki_igrajut.doc

/logoped/vopros-otvet.docx

 /logoped/khorosho_govorit.doc

/logoped/sovet_logopeda.doc

/logoped/sovet_logopeda-2.doc

/logoped/rekomendacija_razvivaem_melkuju_motoriku_u_detej.docx

  

  

  

  

  

ПАМЯТКИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

 /nepravilnoe_dykhanie.docx

  

  

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

/logoped/rekomendacii_dlja_roditelej_palchikovaja_gimnastik.docx

/logoped/konsultacii_dlja_roditelej_po_razvitiju_svjaznoj_r.docx